Программирование драйверов Windows

       

а для начала решает спросить


Когда кто-то приступает к большому делу, а для начала решает спросить у людей сведущих что-то вроде "Как съесть слона?", то самый правильный ответ, который он только может получить: "По частям!".
Несерьезно? Но зато как верно!
Данная книга — это попытка ввести Вас, Читатель, в не самое дружелюбное подпространство мира программ — разработку драйверов, а если быть совершенно точным — драйверов для операционных систем Microsoft Windows NT 5.x, представленных на сегодня версиями Windows 2000, Windows XP и Windows Server 2003. Идея книги была подсказана обескураживающей тишиной в этой области (разумеется, речь идет о России), когда лишь только 2002 год мог бы похвастаться заметным нарушением этого молчания.
Предназначенная для студентов ВУЗ'ов и специалистов, чья профессиональная деятельность заставляет их обратиться к разработке собственных драйверов для Windows или просто к программированию в режиме ядра Windows, книга предполагает наличие у читателей достаточной подготовки. Прежде всего, разработчик драйвера должен владеть программированием на языке С (без расширений С++), поскольку описание синтаксиса и применения конструкций этого языка не рассматриваются в данной книге вовсе. Во-вторых, разработчик драйверов, пусть начинающий, должен иметь твердо сформировавшееся представление о программировании в многозадачной среде при интенсивном использовании многопоточности. Конечно же, указанные требования не столь объемны и могут быть выполнены в результате короткого "самообразовательного штурма", но здесь придется корректировать свои планы на величину различия между этапами "я Это знаю" и "я умею Этим пользоваться".
Необходимость знания Читателем языка программирования С, как было сказано выше, продиктовано тем обстоятельством, что излагаемый материал ориентирует Читателя на использование пакета Microsoft DDK (Device Driver Kit — пакет программного обеспечения для разработки драйверов), хотя существуют коммерческие программные пакеты и от других фирм, которые базируются на использовании других языков программирования (подробнее эти вопросы будут рассмотрены далее, в главе 2).


Наверное, следовало бы упомянуть и о таком требовании к потенциальному потребителю приведенной в книге информации, как "предрасположенность" или "дружественность" к аппаратуре, поскольку основное назначение драйвера все-таки — взаимодействие с аппаратным обеспечением. Однако во-первых, это подразумевается. Во-вторых, сведения из данной книги можно применять и для разработки таких модулей режима ядра, которые лишь формально являются драйверами, но ни с какими устройствами не связаны и используются лишь как агент доступа к богатому и полезному набору функций режима ядра.
Как Вы, уважаемый Читатель, сможете неоднократно убедиться далее, в книге использован прием повтора некоторых важных положений и выводов, что призвано помочь в расстановке должных, с точки зрения автора, смысловых акцентов. (А вовсе не по причине его забывчивости и не по ошибке редактора!) Начинающему разработчику драйверов настоятельно рекомендуется не пропускать первые главы книги, поскольку такое легкомыслие чревато серьезными проблемами в дальнейшем понимании материала.
Обилие англоязычных синонимов к используемым терминам в тексте так же решает свою задачу. Рано или поздно (скоре всего, уже случилось!) Читателю придется обратиться к чтению DDK документации, поставляемой вместе с программами и библиотеками фирмой Microsoft. По ряду причин это нельзя назвать простым делом. Поскольку чтение англоязычной документации — процесс, которого разработчику драйверов не избежать, чтобы облегчить вступление на этот нелегкий путь, в книге приводятся многочисленные наборы синонимичных терминов с развернутыми вариантами переводов.
За пределами рассмотрения данной книги остались вопросы, которые можно назвать "сложным программированием" драйверов. Не рассматриваются принтерные, SCSI, видео и сетевые драйверы, поскольку этот емкий материал может легко заслонить приоритетные задачи — объяснение, какова внутренняя логика подсистемы ввода/вывода Windows и ознакомление с приемами программирования в режиме ядра.
Книга ориентирована на разработчиков программного обеспечения, но некоторые ее части будут небесполезны и для разработчиков аппаратуры.

Содержание раздела